Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.
Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:
первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;
третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.
Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:
диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
диагноз продляют;
диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.
Зачисление на обучение по адаптированной общеобразовательной программе происходит на основании заключения ПМПК и заявления родителей.