МКОУ "Глазовская средняя общеобразовательная школа"
с. Глазово, Конышевский район, Курская область
  • Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ

    Проблема распространения наркомании, табакокурения среди подростков и молодежи является одной из наиболее актуальных для современной России. Наркомания остается одной из форм девиантного поведения, представляющая угрозу, как в целом социальной жизни, так и здоровью конкретных граждан.
    Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ.

    Проблема распространения наркомании, табакокурения среди подростков и молодежи является одной из наиболее актуальных для современной России. Наркомания остается одной из форм девиантного поведения, представляющая угрозу, как в целом социальной жизни, так и здоровью конкретных граждан.

    В этой связи становится крайне актуальным изучение состояния и динамики изменения наркоситуации в ОУ   и оценка эффективности предпринимаемых профилактических мер.

    Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика наркотизма среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не только собственно антинаркогенных, но также и общих задач воспитания.

    Важнейшим в воспитательно-профилактической антинаркотической работе является:

    обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;

    формирование у школьников отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления.

    противостоять наркогенному воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вeществa.


    Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками.

    Профилактика употребления ПАВ в образовательной среде введена в требования ФГОС общего образования. Стандарт ориентирован:

    на становление личностных характеристик выпускника основной школы осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

    формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ;

    убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

    осознание обучающимися необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

    С 2011 года в образовательных организациях Российской Федерации реализуется Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Письмо Минобрнауки России от 05.09.2011 г. № МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»), которая была, в том числе, рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом.

    Работа по профилактики ПАВ направлена на:

    развитие социальной и личной компетентности подростков: способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей; формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления; повысить самооценку детей; сформировать установку «ведение здорового образа жизни»;

    выработку навыков самозащиты: формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;

    информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ;

    предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений: обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;

    сформировать навыки регуляции эмоций.

    Профилактические мероприятия реализуются под руководством социального педагога ОУ, классных руководителей, родителей (законных представителей) обучающихся.

    Цели: 

    недопущение случаев распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании и связанных c ними преступлений и правонарушений, в том числе на территории образовательного учреждения;

    формирование у обучающихся негативного отношения к табакокурению, к употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жизни.

    Задачи:

    создание системы пропаганды здорового образа жизни для обучающихся с учетом особенности их поведения и восприятия информации;

    организация просветительско-воспитательной работы, повышение уровня информированности участников образовательного процесса и социального окружения о валеологической культуре и ЗОЖ, повышение приоритета здорового образа жизни;

    обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у обучающихся стремления к здоровому образу жизни;

    недопущение случаев распространения и употребления табакокурения, алкогольной продукции, наркотических и психотропных веществ, в том числе на территории образовательного учреждения;

    создание системы взаимосвязи, сотрудничества и совместной работы с учителями, родителями, инспекторами ГПДН, КДН и ЗП, общественностью по профилактике употребления табачных изделий, алкогольной продукции, наркотических и психотропных веществ.

    Профилактическая работа состоит из двух блоков:

    Информационно-просветительский блок проводится в рамках учебной деятельности. В рабочие программы по литературе, физкультуре, истории, ОБЖ, химии, биологии внесено рассмотрение вопросов здорового образа жизни через предметное содержание. Реализуется серия классных часов, в том числе с привлечением медицинских работников, работников наркологического диспансера и инспектора ОДН. Проблемы употребления ПАВ поднимаются в рамках проведения родительского всеобуча. В ОУ, активно распространяется информационно-демонстрационный материал пропагандистского характера.

    Практический блок реализуется в три этапа:

    Первый этап: диагностирующий.

    Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления ПАВ.

    Задачи:

    определить степень информированности детей и подростков по данной проблеме;

    выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению ПАВ;

    сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

    Методы:

    изучение материалов по данной проблеме,

    опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

    Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

    подростки, имеющие опыт употребления ПАВ;

    подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению ПАВ;

    подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению ПАВ.

    Второй этап: организационно-практический.

    Цель: реализация профилактической работы в образовательном учреждении.

    Задачи:

    предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

    способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с употреблением ПАВ;

    учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

    создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;

    обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

    Методы работы:

    информационный;

    метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);

    конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

    Формы работы:

    лекция, беседа;

    семинар, конференция;

    мини-спектакль;

    психотерапевтические занятия, тренинг;

    ролевая и деловая игра, мозговой штурм;

    круглый стол, дискуссия;

    конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);

    социологический опрос;

    показ видеоматериалов с профилактическим содержанием ПАВ.

    Значение этапа:

    развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

    формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

    повышение уровня психосоциальной адаптации детей;

    выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

    Третий этап: заключительный.

    Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ.

    Задачи:

    выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

    определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы ПАВ;

    определить дальнейшее направление работы по предупреждению ПАВ.

    Методы:

    анализ отчетной документации;

    опрос, беседа;

    анонимное анкетирование.

    сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность.

    Значение этапа:

    позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения профилактической работы;

    сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;

    на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ПАВ.

    Результативность реализации работы по пропаганде употребления ПАВ подростками проявляется в повышении образовательного уровня родителей и детей по вопросам:

    здорового образа жизни; информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни;

    оказании практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;

    обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

    Таким образом, система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками направлена на создание условий для развития личности учащегося. Формирование ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимы для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения обучающегося.


     Проведение мероприятий, профилактических мер по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними.

    Создание системы профилактики и раннего выявления случаев употребления наркотических веществ учащимися является важной медико-педагогической задачей. Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 до 21 года удержать от курения, спиртного и наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равно нулю. Профилактика является системой мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья  и продления жизни человека.

       Профилактика наркомании может быть: первичной, вторичной и третичной.

       Первичная профилактика наркомании, цель которой уберечь детей и подростков от первого, во многих случаях рокового употребления ПАВ на самых ранних этапах их взросления, может и должна проводиться широко, повсеместно, со всеми детьми и подростками школьного возраста, пока они здоровы и не успели познакомиться с наркотическими веществами.

    Практически все  детское население страны обучается в школе. В школе дети получают необходимые  для их будущей взрослой жизни знания. Поэтому первичную профилактику наркомании необходимо проводить именно в школе и на всем протяжении обучения, включая ее в школьные программы, начиная с младших классов.

        Главная задача первичной профилактики – формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ с целью стойкого изменения состояния сознания. Причем формирование такого типа поведения в масштабах всего общества.

        Первичная профилактика должна основываться на ряде принципов:

    Первый из них – тотальность. Она должна проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения. В настоящее время приобщиться к потреблению ПАВ или обнаружить какие-либо другие отклонения поведения может практически любой подросток. Поэтому профилактика наркомании в подростковой и юношеской среде должна практиковаться как система содействия всем подросткам в решении задач взросления.

    Второй принцип первичной профилактики – конструктивный характер. Он преследует цели не только разрушения или изменения неблагоприятных установок, но изначально строит желательные, служит предупреждению зависимого поведения, а не только борется с ним. Главным направлением должно стать формирование у несовершеннолетних навыков принятия правильных решений в трудных жизненных ситуациях и устойчивости к наркотикам.

    Третий принцип – опережающий характер воздействия.  Создание стойких антинаркотических и антиалкогольных установок возможно лишь до момента, когда дети самопроизвольно усвоят распространенные традиции потребления психоактивных веществ. Запоздавшие попытки их создания более трудны и менее продуктивны, т.к. теперь необходимо перестраивать уже готовые установки.

        Экспериментирование детей с психоактивными веществами нередко начинается уже в 4-5 классах школы в возрасте около 10 лет. Поэтому начало реализации программы первичной профилактики там предваряет экспериментирование в указанном возрасте. Объектом превентивной работы должны являться все дети младшего школьного возраста.

    Четвертый принцип – непрерывность. Первичная профилактика должна стать постоянной каждодневной работой.

    Пятый принцип – адресность. Первичную профилактику наркомании необходимо проводить со всеми учащимися общеобразовательных школ с учетом пола и возраста ребенка, социально-культурных факторов. Профилактика должна быть личностно-ориентированной.

    Шестой принцип – комплексность. Эффективная первичная профилактика требует сочетания многих элементов. В этом случае цель профилактики объединяет представителей всех слоев общества – педагогов, психологов, врачей, родителей – и различных организаций – школ, правоохранительных органов, молодежных клубов, детских садов, церкви, государственной администрации, медицинских учреждений и общественных объединений, заинтересованных и способствующих здоровому будущему детей.

    Целью вторичной профилактики является сохранение здоровья детей и подростков, уже имеющих опыт употребления.

    Третичная профилактика предназначена для продления жизни лиц, страдающих сформированной зависимостью от наркотиков путем предупреждения повторных рецидивов после лечения.

    Профилактика наркомании среди детей и подростков, которые никогда не употребляли ПАВ и среди тех, кто уже имеет определенный опыт, а тем более среди опытных потребителей наркотиков проводится различными методами и средствами. Поэтому, вторичную и третичную профилактику выполняют профессионально подготовленные специалисты (медицинские и социальные работники, сотрудники соответствующих отделов полиции).


    Основные направления работы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.

    Большинству детей младшего школьного возраста нравится учиться, ходить в школу, участвовать во внеклассных мероприятиях, работать в кружках, ходить на экскурсии. В то же время они уже способны анализировать окружающую обстановку в школе, во дворе, дома. При неблагополучии в семье или при возникновении трудностей в отношениях с одноклассниками, плохой успеваемости, других неудачах у ребенка такого возраста может быстро формироваться комплекс неполноценности с последующим негативным отношениям к занятиям в школе, пропусками уроков, с появлением новых друзей – сверстников и более старших по возрасту товарищей. Поэтому каждый неуспевающий ученик младших классов должен находиться под пристальным вниманием учителей и администрации школы с целью своевременной коррекции его поведения. Совместно с родителями такому ребенку нужно помочь, прежде чем он окажется в компании подростков, употребляющих ПАВ.

    Профилактическая работа с родителями:

    лекционная;

    индивидуально-семейное консультирование;

    формирование родительского актива:

    выявление родителей «группы риска»;

    социальное вмешательство в семью;

    родительский лекторий, лекция для родителей будущих первоклассников

    Воспитательно - педагогическая работа с обучающимися:

    проведение систематических антинаркотических мероприятий;

    конкурсы рисунков, плакатов по антинаркотической тематике

    реализация образовательных программ; ориентированных на формирование здорового образа жизни;

    проведение обучающих тренингов для выработки активной психологической защиты;

    организационно - методическая антинаркотическая профилактическая работа в школе;

    охват организованным отдыхом и трудом подростков в каникулярное время и интересным, содержательным досугом;

    привлечение учащихся в  спортивные секции, кружки;

    контроль за посещаемостью уроков;

    организация внутришкольных семинаров;

    заседание Совета Профилактики по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений;

    проведение при согласии учащихся и родителей ежегодной тестовой диагностики: социально-психологического тестирования обучающихся на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ с использованием единой методики.

    Организация взаимодействия между школой и:

    комиссией по делам несовершеннолетних;

    наркологической службой;

    органами внутренних дел;

    службами социальной защиты населения;

    советом родителей.

    проведение городских оперативных рейдов по обнаружению подростков на улицах города, в общественных местах для выявления детей в алкогольном или наркотическом опьянении.

    В своей работе сотрудники школы придерживаются позитивной профилактики, которая состоит в воспитании психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

    Педагоги в рамках учебной, внеурочной, внеучебной работы проводят мероприятия в рамках общей профилактики, направленные на формирование культуры здоровья и развитие ресурсов личности обучающихся.

    Сотрудники правоохранительных органов во время занятий в учебных заведениях обсуждают правовые аспекты потребления наркотиков, включая вопросы наказания за их распространение.

    Медицинские работники и другие специалисты, работающие в сфере укрепления здоровья, обсуждают с учащимися проблемы негативного влияния употребления наркотиков на здоровье.

    На основании Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» четко сформулированы позиции по отношению к неэффективным средствам профилактики.

    Опираясь на закон, в профилактической работе не рекомендуется:

    проводить профилактику с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики, включая конкурсы плакатов с использованием тем наркомании, например, «класс против наркотиков», «школа против наркотиков», рисовать или клеить сигареты, бутылки, шприцы, макеты наркотиков, черепа и т.д.;

    предоставлять учащимся информацию:

    о действии психоактивных веществ;

    о способах приготовления или приобретения ПАВ;

    о наркоманской атрибутике;

    названиях наркотических веществ;

    обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики;

    использовать наркоманский сленг;

    приглашать бывших наркозависимых молодых людей для профилактических бесед в рамках первичной профилактической работы;

    проводить театрализованные «антирекламные» акции с использованием атрибутики ПАВ (банок/бутылок из-под пива, алкогольных тоников, сигаретных пачек, макетов-заменителей ПАВ);

    в рамках массовых акций осуществлять «суды» над ПАВ с использованием макетов гипертрофированных сигарет, бутылок или обменивать сигареты на конфеты.

    Тактика педагога при подозрении подростка в употреблении ПАВ.

    Если есть подозрение в постоянном или эпизодическом употреблении учащимся психоактивных веществ – необходимо сообщить о своих предположениях родителям, рекомендовать консультацию нарколога, психолога, держать ситуацию под контролем до выяснения обстоятельств, действовать в соответствии с законодательством.

    В случае подозрения на нахождение подростка в состоянии опьянения:

    вывести учащегося из класса (проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления ПАВ нецелесообразно);

    поставить в известность руководителей школы, медицинского работника школы;

    пригласить родителей, корректно направить на консультацию к наркологу.

    Если подросток нуждается в оказании медицинской помощи (нарушение дыхания, обморок, судороги, рвота, не реагирует на речь и т.д.) срочно вызвать скорую помощь.

        Принципы уважения подростка, соблюдения врачебной тайны определяют действия врачей, работников учреждений образования и служб МВД во всех случаях необходимого обмена информацией по поводу конкретной наркологической ситуации в школе. Эти действия должны быть тщательно согласованы и продуманы – исходя, прежде всего, из интересов подростков.

           Следует помнить, что у подростка существует возможность наблюдаться в учреждениях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, в так называемой «консультативной» группе, получая помощь и рекомендации врача психиатра-нарколога анонимно. Необходимо сообщить об этом самому ребенку и его родителям, чтобы помочь до того, как экспериментирование с психоактивными веществами переросло в зависимость.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике