
Проблема распространения наркомании, табакокурения среди подростков и молодежи является одной из наиболее актуальных для современной России. Наркомания остается одной из форм девиантного поведения, представляющая угрозу, как в целом социальной жизни, так и здоровью конкретных граждан.
В этой связи становится крайне актуальным изучение состояния и динамики изменения наркоситуации в ОУ и оценка эффективности предпринимаемых профилактических мер.
Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика наркотизма среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не только собственно антинаркогенных, но также и общих задач воспитания.
Важнейшим в воспитательно-профилактической антинаркотической работе является:
обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
формирование у школьников отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления.
противостоять наркогенному воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вeществa.
Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками.
Профилактика употребления ПАВ в образовательной среде введена в требования ФГОС общего образования. Стандарт ориентирован:
на становление личностных характеристик выпускника основной школы осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ;
убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
осознание обучающимися необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
С 2011 года в образовательных организациях Российской Федерации реализуется Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Письмо Минобрнауки России от 05.09.2011 г. № МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»), которая была, в том числе, рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом.
Работа по профилактики ПАВ направлена на:
развитие социальной и личной компетентности подростков: способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей; формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления; повысить самооценку детей; сформировать установку «ведение здорового образа жизни»;
выработку навыков самозащиты: формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;
информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ;
предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений: обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
сформировать навыки регуляции эмоций.
Профилактические мероприятия реализуются под руководством социального педагога ОУ, классных руководителей, родителей (законных представителей) обучающихся.
Цели:
недопущение случаев распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании и связанных c ними преступлений и правонарушений, в том числе на территории образовательного учреждения;
формирование у обучающихся негативного отношения к табакокурению, к употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жизни.
Задачи:
создание системы пропаганды здорового образа жизни для обучающихся с учетом особенности их поведения и восприятия информации;
организация просветительско-воспитательной работы, повышение уровня информированности участников образовательного процесса и социального окружения о валеологической культуре и ЗОЖ, повышение приоритета здорового образа жизни;
обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у обучающихся стремления к здоровому образу жизни;
недопущение случаев распространения и употребления табакокурения, алкогольной продукции, наркотических и психотропных веществ, в том числе на территории образовательного учреждения;
создание системы взаимосвязи, сотрудничества и совместной работы с учителями, родителями, инспекторами ГПДН, КДН и ЗП, общественностью по профилактике употребления табачных изделий, алкогольной продукции, наркотических и психотропных веществ.
Профилактическая работа состоит из двух блоков:
Информационно-просветительский блок проводится в рамках учебной деятельности. В рабочие программы по литературе, физкультуре, истории, ОБЖ, химии, биологии внесено рассмотрение вопросов здорового образа жизни через предметное содержание. Реализуется серия классных часов, в том числе с привлечением медицинских работников, работников наркологического диспансера и инспектора ОДН. Проблемы употребления ПАВ поднимаются в рамках проведения родительского всеобуча. В ОУ, активно распространяется информационно-демонстрационный материал пропагандистского характера.
Практический блок реализуется в три этапа:
Первый этап: диагностирующий.
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления ПАВ.
Задачи:
определить степень информированности детей и подростков по данной проблеме;
выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению ПАВ;
сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
изучение материалов по данной проблеме,
опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
подростки, имеющие опыт употребления ПАВ;
подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению ПАВ;
подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению ПАВ.
Второй этап: организационно-практический.
Цель: реализация профилактической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;
способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с употреблением ПАВ;
учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
информационный;
метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
лекция, беседа;
семинар, конференция;
мини-спектакль;
психотерапевтические занятия, тренинг;
ролевая и деловая игра, мозговой штурм;
круглый стол, дискуссия;
конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
социологический опрос;
показ видеоматериалов с профилактическим содержанием ПАВ.
Значение этапа:
развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: заключительный.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ.
Задачи:
выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы ПАВ;
определить дальнейшее направление работы по предупреждению ПАВ.
Методы:
анализ отчетной документации;
опрос, беседа;
анонимное анкетирование.
сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность.
Значение этапа:
позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения профилактической работы;
сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ПАВ.
Результативность реализации работы по пропаганде употребления ПАВ подростками проявляется в повышении образовательного уровня родителей и детей по вопросам:
здорового образа жизни; информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни;
оказании практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;
обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).
Таким образом, система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками направлена на создание условий для развития личности учащегося. Формирование ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимы для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения обучающегося.
Проведение мероприятий, профилактических мер по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними.
Создание системы профилактики и раннего выявления случаев употребления наркотических веществ учащимися является важной медико-педагогической задачей. Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 до 21 года удержать от курения, спиртного и наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равно нулю. Профилактика является системой мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продления жизни человека.
Профилактика наркомании может быть: первичной, вторичной и третичной.
Первичная профилактика наркомании, цель которой уберечь детей и подростков от первого, во многих случаях рокового употребления ПАВ на самых ранних этапах их взросления, может и должна проводиться широко, повсеместно, со всеми детьми и подростками школьного возраста, пока они здоровы и не успели познакомиться с наркотическими веществами.
Практически все детское население страны обучается в школе. В школе дети получают необходимые для их будущей взрослой жизни знания. Поэтому первичную профилактику наркомании необходимо проводить именно в школе и на всем протяжении обучения, включая ее в школьные программы, начиная с младших классов.
Главная задача первичной профилактики – формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ с целью стойкого изменения состояния сознания. Причем формирование такого типа поведения в масштабах всего общества.
Первичная профилактика должна основываться на ряде принципов:
Первый из них – тотальность. Она должна проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения. В настоящее время приобщиться к потреблению ПАВ или обнаружить какие-либо другие отклонения поведения может практически любой подросток. Поэтому профилактика наркомании в подростковой и юношеской среде должна практиковаться как система содействия всем подросткам в решении задач взросления.
Второй принцип первичной профилактики – конструктивный характер. Он преследует цели не только разрушения или изменения неблагоприятных установок, но изначально строит желательные, служит предупреждению зависимого поведения, а не только борется с ним. Главным направлением должно стать формирование у несовершеннолетних навыков принятия правильных решений в трудных жизненных ситуациях и устойчивости к наркотикам.
Третий принцип – опережающий характер воздействия. Создание стойких антинаркотических и антиалкогольных установок возможно лишь до момента, когда дети самопроизвольно усвоят распространенные традиции потребления психоактивных веществ. Запоздавшие попытки их создания более трудны и менее продуктивны, т.к. теперь необходимо перестраивать уже готовые установки.
Экспериментирование детей с психоактивными веществами нередко начинается уже в 4-5 классах школы в возрасте около 10 лет. Поэтому начало реализации программы первичной профилактики там предваряет экспериментирование в указанном возрасте. Объектом превентивной работы должны являться все дети младшего школьного возраста.
Четвертый принцип – непрерывность. Первичная профилактика должна стать постоянной каждодневной работой.
Пятый принцип – адресность. Первичную профилактику наркомании необходимо проводить со всеми учащимися общеобразовательных школ с учетом пола и возраста ребенка, социально-культурных факторов. Профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Шестой принцип – комплексность. Эффективная первичная профилактика требует сочетания многих элементов. В этом случае цель профилактики объединяет представителей всех слоев общества – педагогов, психологов, врачей, родителей – и различных организаций – школ, правоохранительных органов, молодежных клубов, детских садов, церкви, государственной администрации, медицинских учреждений и общественных объединений, заинтересованных и способствующих здоровому будущему детей.
Целью вторичной профилактики является сохранение здоровья детей и подростков, уже имеющих опыт употребления.
Третичная профилактика предназначена для продления жизни лиц, страдающих сформированной зависимостью от наркотиков путем предупреждения повторных рецидивов после лечения.
Профилактика наркомании среди детей и подростков, которые никогда не употребляли ПАВ и среди тех, кто уже имеет определенный опыт, а тем более среди опытных потребителей наркотиков проводится различными методами и средствами. Поэтому, вторичную и третичную профилактику выполняют профессионально подготовленные специалисты (медицинские и социальные работники, сотрудники соответствующих отделов полиции).
Основные направления работы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.
Большинству детей младшего школьного возраста нравится учиться, ходить в школу, участвовать во внеклассных мероприятиях, работать в кружках, ходить на экскурсии. В то же время они уже способны анализировать окружающую обстановку в школе, во дворе, дома. При неблагополучии в семье или при возникновении трудностей в отношениях с одноклассниками, плохой успеваемости, других неудачах у ребенка такого возраста может быстро формироваться комплекс неполноценности с последующим негативным отношениям к занятиям в школе, пропусками уроков, с появлением новых друзей – сверстников и более старших по возрасту товарищей. Поэтому каждый неуспевающий ученик младших классов должен находиться под пристальным вниманием учителей и администрации школы с целью своевременной коррекции его поведения. Совместно с родителями такому ребенку нужно помочь, прежде чем он окажется в компании подростков, употребляющих ПАВ.
Профилактическая работа с родителями:
лекционная;
индивидуально-семейное консультирование;
формирование родительского актива:
выявление родителей «группы риска»;
социальное вмешательство в семью;
родительский лекторий, лекция для родителей будущих первоклассников
Воспитательно - педагогическая работа с обучающимися:
проведение систематических антинаркотических мероприятий;
конкурсы рисунков, плакатов по антинаркотической тематике
реализация образовательных программ; ориентированных на формирование здорового образа жизни;
проведение обучающих тренингов для выработки активной психологической защиты;
организационно - методическая антинаркотическая профилактическая работа в школе;
охват организованным отдыхом и трудом подростков в каникулярное время и интересным, содержательным досугом;
привлечение учащихся в спортивные секции, кружки;
контроль за посещаемостью уроков;
организация внутришкольных семинаров;
заседание Совета Профилактики по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений;
проведение при согласии учащихся и родителей ежегодной тестовой диагностики: социально-психологического тестирования обучающихся на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ с использованием единой методики.
Организация взаимодействия между школой и:
комиссией по делам несовершеннолетних;
наркологической службой;
органами внутренних дел;
службами социальной защиты населения;
советом родителей.
проведение городских оперативных рейдов по обнаружению подростков на улицах города, в общественных местах для выявления детей в алкогольном или наркотическом опьянении.
В своей работе сотрудники школы придерживаются позитивной профилактики, которая состоит в воспитании психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
Педагоги в рамках учебной, внеурочной, внеучебной работы проводят мероприятия в рамках общей профилактики, направленные на формирование культуры здоровья и развитие ресурсов личности обучающихся.
Сотрудники правоохранительных органов во время занятий в учебных заведениях обсуждают правовые аспекты потребления наркотиков, включая вопросы наказания за их распространение.
Медицинские работники и другие специалисты, работающие в сфере укрепления здоровья, обсуждают с учащимися проблемы негативного влияния употребления наркотиков на здоровье.
На основании Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» четко сформулированы позиции по отношению к неэффективным средствам профилактики.
Опираясь на закон, в профилактической работе не рекомендуется:
проводить профилактику с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики, включая конкурсы плакатов с использованием тем наркомании, например, «класс против наркотиков», «школа против наркотиков», рисовать или клеить сигареты, бутылки, шприцы, макеты наркотиков, черепа и т.д.;
предоставлять учащимся информацию:
о действии психоактивных веществ;
о способах приготовления или приобретения ПАВ;
о наркоманской атрибутике;
названиях наркотических веществ;
обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики;
использовать наркоманский сленг;
приглашать бывших наркозависимых молодых людей для профилактических бесед в рамках первичной профилактической работы;
проводить театрализованные «антирекламные» акции с использованием атрибутики ПАВ (банок/бутылок из-под пива, алкогольных тоников, сигаретных пачек, макетов-заменителей ПАВ);
в рамках массовых акций осуществлять «суды» над ПАВ с использованием макетов гипертрофированных сигарет, бутылок или обменивать сигареты на конфеты.
Тактика педагога при подозрении подростка в употреблении ПАВ.
Если есть подозрение в постоянном или эпизодическом употреблении учащимся психоактивных веществ – необходимо сообщить о своих предположениях родителям, рекомендовать консультацию нарколога, психолога, держать ситуацию под контролем до выяснения обстоятельств, действовать в соответствии с законодательством.
В случае подозрения на нахождение подростка в состоянии опьянения:
вывести учащегося из класса (проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления ПАВ нецелесообразно);
поставить в известность руководителей школы, медицинского работника школы;
пригласить родителей, корректно направить на консультацию к наркологу.
Если подросток нуждается в оказании медицинской помощи (нарушение дыхания, обморок, судороги, рвота, не реагирует на речь и т.д.) срочно вызвать скорую помощь.
Принципы уважения подростка, соблюдения врачебной тайны определяют действия врачей, работников учреждений образования и служб МВД во всех случаях необходимого обмена информацией по поводу конкретной наркологической ситуации в школе. Эти действия должны быть тщательно согласованы и продуманы – исходя, прежде всего, из интересов подростков.
Следует помнить, что у подростка существует возможность наблюдаться в учреждениях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, в так называемой «консультативной» группе, получая помощь и рекомендации врача психиатра-нарколога анонимно. Необходимо сообщить об этом самому ребенку и его родителям, чтобы помочь до того, как экспериментирование с психоактивными веществами переросло в зависимость.